Покупка готового бизнеса в России и причины его продажи

Покупка готового бизнеса в России и причины его продажи

1. Самая распространенная причина, почему люди продают бизнес — переезд. Собственники могут переехать в другой город или страну. В мегаполисах поводом может стать даже смена района.

Малый бизнес требует постоянного контроля и вмешательства. Если нет возможности постоянно быть поблизости, лучше продать дело. Иначе велика вероятность, что оно станет убыточным. Может, тогда нанять управляющего? Это не всегда надежно. Продажа бизнеса — лучший и наиболее выгодный вариант.

2. Успех бизнеса полностью зависит от предпринимателя: его подхода к работе, энтузиазма, умений и энергии. Бизнес можно сравнить с ребенком: предприниматель его создал, растил, ставил на ноги, добивался успеха. Путь от создания до стабильной прибыли бывает долгим и сложным. У предпринимателя может пропасть интерес к делу или просто кончиться энергия. При этом сам бизнес по-прежнему успешен и имеет хорошие перспективы развития. Усталость — серьезная причина продать бизнес. Новый собственник подхватит дело и сделает его прибыльным.

3. Нередко у одного собственника или компании есть пара проектов, которые развиваются параллельно. Не всегда удобно и целесообразно заниматься одновременно несколькими видами бизнеса. Чтобы все направления приносили прибыль, необходимо время и ресурсы. Компании может быть невыгодно инвестировать во все свои проекты сразу. Либо существует приоритетный бизнес, на работу которого требуются дополнительные ресурсы. Тогда что делать с другим направлением? Менять структуру компании и перекраивать бюджет нецелесообразно. Гораздо проще продать непрофильный актив. Он по-прежнему приносит прибыль и у него хорошие показатели.

Собственник продажей готового бизнеса достигает две цели. Во-первых, освобождает время и энергию для работы с приоритетным бизнесом. Во-вторых, находит дополнительные инвестиции.

4. Зачастую бизнес создается несколькими собственниками. Часто на этапе подъема, когда дело начинает приносить прибыль, между соучредителями возникают конфликты: расходятся взгляды на дальнейшее развитие Лучший и наименее болезненный выход из ситуации — продать бизнес или долю в нем. Этот прием подходит не только для малого бизнеса. Если акционеры крупной компании не могут прийти к единому мнению, одна из сторон продает свою долю. Так произошло с сетью гипермаркетов «Лента».

Нередко бизнес создается семейными парами. Развод или разногласия в семье — частая причина, почему продают бизнес.

5. Есть предприниматели, которые изначально создают бизнес с целью продажи. Один из самых показательных примеров — Олег Тиньков, создавший и продавший немало успешных проектов. С одной стороны, покупка бизнеса, созданного профессионалом — гарантия его популярности и прибыльности. Но этот вид готового бизнеса самый опасный. Чтобы выгодно продать действующий бизнес, нередко завышаются или изменяются его показатели.

6.  По данным, взятым из произвольно выбранного промежутка времени 345 из 557 обращений коммерсантов на линию главы Генпрокуратуры с 17 июня по 3 ноября 2016 года рейдерство и незаконное уголовное преследование стало самой частой причиной жалоб бизнеса. Из них 202 обращения касаются рейдерства и других незаконных действий в отношении имущества хозяйствующих субъектов. 143 раза бизнесмены жаловались на необоснованное уголовное преследование, заключение под стражу и другие меры пресечения. 123 раза прокурорам жаловались на нарушение порядка предоставления публичных услуг, размещения заказов для публичных нужд. 60 зарегистрированных обращений касаются нарушения порядка проведения проверок. 29 раз бизнесмены заявляли о необоснованном принятии мер административного принуждения. 169 жалоб поступили из Центрального федерального округа. В Северо-Западном федеральном округе обращались на линию 58 раз. Из Южного федерального округа в Генпрокуратуру  — 89 заявлений. 15 раз в ведомство жаловались из Крыма, 25 раз — из СКФО, 89 — из Приволжья, 42 — с Урала, 32 — из Сибири, 26 — с Дальнего Востока.

Рейдерство (от англ. raider – «налетчик, захватчик») – это принудительное поглощение или захват предприятия против воли собственников, в результате чего захватчики получают контроль над его активами. К рейдерской деятельности также принято относить корпоративный шантаж – «гринмейл». Рейдер часто использует имеющуюся задолженность предприятия, которую оно не в состоянии погасить, либо создает ее. После этого он предлагает владельцам выкупить их активы по заниженной стоимости. Если руководство компании-должника не соглашается, то рейдер-кредитор делает все для того, чтобы разорить компанию и получить ее имущество. Применяться могут давление через налоговые органы, арест имущества, возбуждение уголовных дел, инициация процедуры банкротства и сговор с кредиторами/дебиторами. Кроме того, собственникам и их семьям могут угрожать..

1. Захват бизнеса начинается со сбора информации: о деятельности компании, ее общем состоянии, владельцах, сделках и проблемах. Агрессор аккумулирует сведения о финансовом положении жертвы, ее кредиторах и сроках предъявления требований.

Анализ случаев захвата компаний показывает, что если речь идет о крупной в масштабах региона или своего сегмента рынка организации, то для разработки сценария рейдеры попытаются завладеть внутренними данными, составляющими коммерческую тайну.

2. Далее агрессор выкупает права требований у кредиторов потенциальной жертвы. Как правило, это происходит путем заключения договоров цессии (уступки прав). Так в руках агрессора формируется критическая масса прав требований, которая позволит ему блокировать работу предприятия.

3. Затем агрессор выставляет жертве финансовые требования к исполнению. При этом он не идет на уступки, либо это такие компромиссы, которые в дальнейшем только увеличат задолженность перед рейдером.

4. После этого агрессор предлагает жертве заключить сделку по отчуждению имущества общества. Условия такого соглашения, как правило, выгодны только рейдеру. Для жертвы они являются кабальными. Согласие на сделку ведет к захвату бизнеса. В случае отказа агрессор использует иные способы убеждения.

Схема с бюджетной задолженностью является ярким примером использования государственных механизмов принуждения в частных интересах. Для ее реализации агрессор вступает в сговор с сотрудниками ведомства, в полномочиях которых оказались долги предприятия. Это могут быть любые госорганизации, куда предприятие должно осуществлять отчисления, например Пенсионный фонд или Фонд обязательного социального страхования. Однако чаще рейдеры сговариваются с Федеральной налоговой службой. Она обладает большими возможностями для воздействия на экономическую деятельность предприятия. Видимая часть такой рейдерской деятельности может представляться как самостоятельная работа госоргана по принудительному погашению кредиторской задолженности перед бюджетом.

Часто используют уже существующий долг. В этом случае моментом атаки становится период возникновения просроченной задолженности. Порой атаке предшествует необходимость срочного погашения части долга, выставленного агрессором, что вызывает просрочку во внесении платежей в бюджет. Для этого рейдер сначала консолидирует иную кредиторскую задолженность компании, отдавая предпочтение просроченной и подтвержденной судебными актами. При этом изыскиваются способы для ограничения возможности компании оперативно найти средства на погашение крупного долга.

Так, у налоговой инспекции есть право на приостановление операций по счетам, закрепленное ст. 76 НК РФ. Решение об этом принимается руководителем налогового органа по факту неуплаты налога. Причем оно в безакцептном порядке исполняется банком. Мнение должника не учитывается.

Блокировка счетов может привести к приостановлению работы предприятия. А поскольку налоговая задолженность имеет свойство расти, у налоговой службы неизбежно возникнут основания для ареста имущества в соответствии со ст. 77 НК РФ. Ситуация может усугубиться, если арестованное имущество передадут на ответственное хранение другому лицу в соответствии с п. 11 ст. 77 НК РФ. Данный факт также ведет к блокировке работы предприятия.

В дальнейшем налоговая служба может в соответствии с п. 7, 8 ст. 46, ст. 47 НК РФ обратить взыскание на арестованное имущество и денежные средства предприятия, и в зависимости от его размера будет решаться вопрос об инициировании процедуры банкротства. В ходе исполнения решения о взыскании задолженности арест на имущество предприятия и его денежные активы наложит судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Все это может сопровождаться активными действиями кредитора-агрессора. Например, он может инициировать судебные процессы, в ходе которых будут выставляться требования о применении обеспечительных мер в виде ареста имущества и денежных средств компании. Кроме того, эффект от действий налоговой может усиливаться проведением заказных проверок иными ведомствами; возбуждением заказных уголовных дел по реальным или сфальсифицированным основаниям, в ходе которых также могут накладываться аресты на денежные счета и имущество компании; арестом руководителей предприятия. Помимо этого агрессор может выставить к взысканию значительную часть накопленной кредиторской задолженности и также инициировать процедуру банкротства, что в результате приведет к захвату бизнеса или активов должника.

Соблюдение простых правил безопасности поможет защититься от рейдеров, которые используют махинации с кредиторской задолженностью и государственные механизмы принуждения, чтобы получить контроль над активами предприятия. Для нормальной работы компании обычно применяются очевидные требования правил внутренней безопасности: заключение типового соглашения с работниками о неразглашении коммерческой тайны, запрет на вынос документов из офиса и бесконтрольное хождение внутри компании оригиналов учредительных документов и печати организации, листов с подписью руководителя и т.п. Печать организации и учредительные документы следует хранить в недоступном для широкого круга сотрудников месте. Подписывать документы и ставить печать рекомендуется только уполномоченным руководителям. Недопустимо разрешать не уполномоченным лицам подписывать документы от имени руководителя, даже если они пользуются высшей степенью доверия. Также следует вести строгий учет доверенностей, подробный архив деятельности организации. Он позволит отслеживать корпоративную работу предприятия. Необходимо хранить в оригиналах протоколы годовых и внеочередных собраний акционеров, протоколы решений совета директоров и т.п. Следует помнить: отсутствие прозрачной корпоративной истории даст возможность захватчикам воспользоваться пробелами. Любой руководитель или владелец бизнеса должен постоянно контролировать ведение корпоративных документов, историю приобретения и использования недвижимого имущества и других активов предприятия. Учредителям компании не следует самоустраняться от ее деятельности. С особой тщательностью нужно подходить к подбору персонала, следует избегать корпоративных конфликтов. Правильные взаимоотношения, выстроенные между руководителем компании и подчиненными, могут являться отличной защитой от рейдерских атак, так как зачастую утечка информации осуществляется через недовольных работников.
Однако по данным Росстата в 2019 году россияне стали активнее интересоваться покупкой бизнеса — спрос на него по сравнению с показателями предыдущего года вырос на 4%
В 2019 году россияне стали активнее интересоваться покупкой готового бизнеса, спрос на него по сравнению с показателями 2018-го вырос на 4%.
Чаще всего россияне покупали готовые предприятия, работающие в сфере услуг (31%), торговле (23%) и сфере общественного питания (16%); популярность бизнесов по каждому из этих направлений снизилась на 1%. В 2019 году чаще совершались сделки с интернет-магазинами — 5% от всего объема спроса против 4% в 2018 году.
Кроме того, в 2019 году существенно увеличилось число желающих продать свой бизнес: количество таких объявлений превысило показатель за 2018 год на 10%. Средняя цена готового бизнеса во всей России составила 3,1 млн. руб., что на 6% меньше, чем год назад.
Стоимость самой дорогой сельхозкомпании в прошлом году составила 11 млн. руб., производственные фирмы продавались в среднем по 7 млн. руб. Строительные компании, которые замыкали тройку лидеров в 2018 году (чуть более 4,3 млн. руб), опустились по цене на 11%.  Сильнее всего (18%) в 2018 году упали в цене интернет-магазины — 521 тыс. руб. против 682 тыс. руб. годом ранее. Компании, занимающиеся общественным питанием и развлечениями, покупали в среднем за 2,5 млн руб. (минус 9 и 3% соответственно по сравнению с 2018-м).
Больше всего готовых компаний в 2018 году купили в Ижевске (спрос здесь по сравнению с 2018-м вырос на 14%), Екатеринбурге (+11%) и Ульяновске (+10%). Самый доступный готовый бизнес оказался в Ульяновске (1,3 млн руб..), а также в Омске и Челябинске, где он стоит чуть менее 2 млн руб. Список самых «дорогих» городов для покупки готового бизнеса возглавил Ростов-на-Дону, где компания обойдется чуть менее чем в 4,3 млн руб. По средней стоимости бизнеса Москва находится только на втором месте (в среднем также чуть меньше 4,3 млн руб.), на третьем месте — Самара с показателем 4 млн руб. За 2018 год цена на готовый бизнес больше всего снизилась в Тюмени (на 27%), а выросла в Ижевске (31%)

Средняя стоимость бизнеса в 2019 году снизилась на 6%, до 3,1 млн. рублей. Количество предложений о продаже существующих предприятий выросло на 10%, спрос вырос на 4%, по сравнению с показателями 2018 года. Востребованные виды готового бизнеса По-прежнему высокий спрос на готовый бизнес в сфере услуг – 31% и торговли – 23%. Чуть меньше спрос на заведения общепита – 16% и интернет-магазины – 5%.

.


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели