Продуктовый магазин у дома

Розничный продуктовый рынок практически безразмерен. Это означает, что на все 100% он не насытится никогда. В больших городах размер неудовлетворенного спроса достигает 30–40% от общего оборота розничных магазинов. И главный «двигатель» этого бесконечного процесса — рост доходов населения.

Во многих европейских государствах — Италии, Германии, Англии, — начиная с 70-х годов прошлого века активно развивались новые крупные форматы: дискаунтеры, гипермаркеты, cahs&carry и т.д. И в каждой из этих стран у населения в первые годы после их появления наблюдался резкий всплеск интереса к нововведению. В этот период мелкие магазины и лавки переживали нелегкие времена, а процентов десять из них и вовсе разорялись. Затем страсти утихали, потребители вновь возвращались в ближайшие к дому маленькие магазинчики, равномерно распределяясь между всеми существующими форматами. Это подтверждает статистика и  исследования специалистов —  при нормальном сервисе, логистики и качестве  покупатель приобретает не просроченные качественные продукты по доступной цене в магазине, находящемся в непосредственной близости от его места жительства. Опыт большинства европейских государств показывает, что ни в одной развитой стране нет ни 100-, ни 90-, ни даже 50%-го подавления мелких магазинов крупными сетями.  В небольших продуктовых магазинах при среднем уровне прибыли рентабельность продовольственной розницы – (23–25)%. . Средний чек в «магазине у дома» составляет примерно 500–1500 руб., поэтому открытие «магазина на углу» сулит неплохую прибыль,  если, конечно, грамотно выстроить все бизнес-процессы. Целесообразно на первом этапе развивать бизнес продажи товаров по франшизе или по договору с одной из сетевых структур, на втором этапе, развивать систему автономно.

Крупные независимые сетевые проекты с размерами инвестиций в 8–10 млн. долл. окупаются за 5–6 лет. Если, конечно, удачно и грамотно выстроить бизнес-процесс. Согласно расчетам, открытие по франшизе собственной региональной сети магазинов «Пятерочка» обойдется в 3–5 млн. долл. Для того чтобы эти деньги вернулись, потребуется 3,5 года. Франчайзинговые предложения других «сетевиков» по открытию единичных супермаркетов требуют меньших (250–700 тыс. долл.) затрат. Открытие небольшого магазинчика рядом с жилым домом  обойдется еще дешевле (примерно 150-300 тыс. долл.).

Классификация форматов

Классификаций множество. Например, Торговый дом «Копейка», « Пятерочка» и т.д. в последнее время активно развивают франчайзинговое направление. Самое большее количество продуктовых магазинов работает в формате «универсам». Площадь торгового зала такого магазина — около 700 кв. м. Также активно развиваются проекты формата «супер-универсам», которые занимают площадь более 2000 кв. м. на дополнительной площади как правило размещают непродовольственные и сопутствующие товары. .

Удобную классификацию форматов магазинов, работающих на рынке продовольственной розницы, придумали итальянцы. Согласно ей первый и самый крупный формат — это так называемые суперсторы. То, что у нас именуют «гипермаркетом». Это гигантские магазины площадью свыше 20 000 кв. м, в которых продовольственная группа занимает не менее 50%. Например, на московском рынке магазинов этому формату соответствует немецкий Marktkauf (площадь — 23 500 кв. м).

Следующий формат — это гипермаркеты, такие, например, как Auchan. Их признаки: площадь —  4000–10 000 кв. м и более; основной оборот делается на  70% продовольственных товаров,; 30% — сопутствующих; определенная ценовая политика скидок. Гиперсторы и гипермаркеты обычно располагаются за чертой города.

Третий формат — супермаркет, т.е. городской магазин, находящийся на оживленной трассе, в густонаселенном квартале, на пересечении основных пассажиропотоков, возле метро. Чем выгоднее место, тем лучше он работает. Площадь — 500–2000 кв. м.

Следующая ступень — то, что у нас называется гастроном, а по-итальянски суперэтта. Небольшие магазинчики площадью до 500 кв. м; 80–90% — продовольственные товары, значительная часть которых скоропортящееся продукты ежедневного спроса. Непродовольственная группа занимает 10–20% —  в основном бытовая химия и товары для кухни. Такой магазин может быть и достаточно дешевым, и дорогим: ценовая стратегия строится в зависимости от того, в каком районе он расположен. Обычно заведения подобного типа называют «магазин у дома», «магазин на углу». Западный вариант — convenience stores («магазин по соседству»).

Пятый формат — дискаунтер. Зачастую это слово толкуется как дешевый магазин. Однако помимо привлекательных цен отличительный признак дискаунтеров — специфичная организация бизнес-процессов и скудный ассортимент.

Шестой вариант. Мало популярный у нас и распространенный на Западе. Это мелкие узкоспециализированные лавочки, торгующие, например, зеленью или мясом, и занимающие площадь не более 60–80 кв. м.

Седьмой формат, сильно распространенный в России в 2000 –х годах – уличная палатка без санузла с площадью 12-25 кв. м., в которой  продавали преимущественно пиво, воду, соки, водку, сигареты любым покупателям, в том числе и подросткам. В настоящее время уличные палатки в крупных городах в основном демонтированы и торговля спиртосодержащими напитками и табаком повсеместно перешла на первые этажи жилых зданий и пристройки к ним.
Вероятно, в будущем на федеральном уровне появится разумная инициатива о внесении изменений в Закон об обороте алкоголя, и перечень объектов, в которых запрет продажи алкоголя  в розницу, в том числе пива, вина,  сидра, медовухи и пуаре будет дополнен помещениями, входящими в состав жилых помещений или пристройках к ним и построек под магазин, расположенных рядом с жилыми домами в двухкилометровой зоне с площадью менее 300 кв. м. Такие ограничения будут способствовать снижению объемов потребления алкоголя, и пива в частности, за счет того, что практически в шаговой доступности приобрести алкоголь будет сложно.

С 5 мая 2020 года в России начал действовать закон о запрете розничной продажи алкогольной продукции в небольших заведениях общепита, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Продажа разрешается в тех заведениях, у которых зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 кв. м. (ограничения до 200(300) кв. м. решило бы проблему спаивания молодёжи, а так — всё останется — многие сломают перегородку с соседним помещением и продолжат продавать алкоголь.

Теперь продавать алкоголь можно в специально оборудованном помещении, предназначенном для потребления готовой кулинарной продукции. Регионы при этом смогут вводить дополнительные ограничения вплоть до запрета. Первый заместитель председателя комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский считает данный закон правильным и справедливым — мест, где можно цивилизованно выпить и поужинать с друзьями, у нас и так достаточно

   

 Как известно, в городе найти площади совсем непросто. Помимо размеров торговой точки и величины товарооборота, стоимость магазина определяется месторасположением и тем, работает ли он на арендованных или на собственных площадях. К примеру, продуктовый магазин в Москве в районе Покровки, расположенный на собственных площадях, стоит по оценкам специалистов, порядка 900 тыс. долл., а аналогичный в Митино, даже арендующий помещение, — в 10 раз меньше — всего 90 тыс. долл. Статистика свидетельствует: если до супермаркета приходится добираться более 10 мин., многие предпочтут сделать покупку рядом с домом. Средний чек покупателя 500 — 1500 рублей, поэтому открытие «магазина на углу» сулит неплохую прибыль., если, конечно, грамотно выстроить все бизнес-процессы.

Потенциальных посетителей в продуктовом магазине можно условно разделить на три группы. Первая — это люди, совершающие импульсивные покупки (для немедленного потребления). Вторая группа — те, кто по выходным запасается большим количеством основных продуктов в супермаркете, а в «магазин у дома» забегает за молоком и хлебом. И третья — люди, совершающие все покупки в ближайшем к подъезду магазине. Среди них могут быть и те, у кого нет автомобиля (а значит, возможности съездить в отдаленный супермаркет), и ограниченные в передвижении пенсионеры, и интенсивно работающие люди, у которых не хватает времени на нормальный шопинг.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели