Последствия войны на Украине

Боевые действия ведутся между вооружёнными силами Украины и отрядами повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик. Кроме вооружённых сил Украины, в боях против сторонников ДНР и ЛНР также участвовали добровольческие военизированные формирования.

Датой начала конфликта считается 7 апреля 2014 года, когда и. о. президента Украины А. Турчинов в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске и провозглашением Харьковской и Донецкой народных республик объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия»[2][3]. С апреля 2014 года фронтовая граница боевых действий постоянно менялась, но после февраля 2015 года — стабилизировалась

До конца апреля 2014 года противостояние повстанцев и украинских силовиков ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия. Постепенно украинская вооружённая группировка была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы. На авиаудары повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты[4]. К началу августа 2014 года силы АТО, вчетверо сократив территорию, контролировавшуюся повстанцами с начала боевых действий, почти окружили Донецк и Луганск. Но в середине августа, после смены руководства ДНР и ЛНР, новые лидеры повстанцев объявили о получении существенного подкрепления. В ходе начавшегося контрнаступления повстанцев в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских военных[4]. В начале сентября 2014 года было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались с различной степенью интенсивности. С середины января 2015 года на всём протяжении фронта возобновились активные боевые действия. В результате боёв к началу февраля 2015 года повстанцам удалось достичь значительных успехов. На переговорах 11-12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии.

Подписание Минских соглашений способствовало лишь переводу полномасштабного вооружённого конфликта со значительными жертвами в фазу боевых действий «низкой интенсивности»[5]. За четыре года, прошедшие с даты подписания Минских соглашений, фактически ни один их пункт не был выполнен[6]. Россия обвиняет Украину в саботировании политической части минских договорённостей (предусматривающей принятие на постоянной основе особого статуса ДНР и ЛНР, закрепление его в Конституции Украины, проведение амнистии и организацию местных выборов), настаивая на том, что только после выполнения этих и ряда других пунктов соглашения может быть восстановлен контроль правительства Украины над всей российско-украинской границей[7]. Украина заявляет о приоритетной необходимости установления международного контроля над границей между непризнанными республиками и Россией как ключевого условия, способствующего возвращению этих территорий в состав украинского государства.

С середины 2017 года руководство Украины, учитывая то, что процесс урегулирования кризиса в «нормандском формате» на основе Минских соглашений зашёл в тупик, сделало ставку на укрепление контактов с новой американской администрацией и достижение урегулирования на Донбассе на основе задействования миротворческого контингента ООН и усиления санкционного давления на Россию. Украинское руководство рассматривает вооружённый конфликт на Донбассе как проявление агрессии со стороны России. Российское руководство настаивает на том, что речь идёт о внутреннем конфликте, в котором Россия является одной из посредничающих сторон между украинскими властями и непризнанными республиками.

18 января 2018 года Верховная рада Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», регламентирующий отношения с ДНР и ЛНР и механизм их возвращения в состав Украины. Закон в его окончательном виде фактически зафиксировал отказ украинских властей от минских договорённостей. Россия в документе названа «агрессором», а неподконтрольные украинскому правительству территории — «оккупированными»[8]. 20 февраля президент Украины Пётр Порошенко подписал закон[9], а 24 февраля он вступил в силу. Весной 2019 года Верховная рада Украины приняла закон «Об украинском языке» сделав его основным в стране. С мая 2019 года В. Зеленский официально стал президентам страны. Во время дебатов с В. Порошенко в апреле 2019 года он встал на колени и попросил прощения у народа Украины за всех погибших солдат на войне с народом Донецкой и Луганской Республик. В. Путин для гуманитарной и социальной защиты русских в Донецкой и Луганской автономных областях издал указ об упрощенном получении Российского паспорта. В 2019 году ожидается большой поток беженцев из Украины в Россию из-за предельного обнищания населения и безработицы. По мнению олигарха И. Коломойского с 2014 года более 17 миллионов украинцев уже уехали из Украины. В конце 2019 года ожидается катастрофа в экономике Украины в связи завершением контракта на транзит газа Россией через территорию Украины, т.к. практически все объекты жизнеобеспечения получают газ от ответвлений от транзитной газовой магистрали и после понижения давления в газораспределительной системе, подача газа прекратиться почти по всей территории Украины.


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели